Дорога к счастью

В Европе несколько столетий назад жил некий Аки́ба, человек мудрый и учёный. У него были ученики. Как-то ему к утру было необходимо откуда-то взять значительную сумму денег для его общины. Он переживал, волновались и ученики. Вечером они все собрались у него дома, он взял 25 бумажек, и на каждой написал по одному способу, каким именно образом Бог мог бы послать им наутро денег. А потом, на двадцать шестой бумажке, написал ещё один способ и спрятал эту бумажку в карман.

К утру деньги действительно появились.

Когда ученики стали читать разложенные на столе 25 бумажек с вариантами появления денег, оказалось, что ни один из них не совпал.

И тогда учитель достал из кармана двадцать шестую бумажку и протянул её ученикам. Там было написано:

«Бог не нуждается в советах Аки́бы!»…

 

И Бог действительно не нуждается в наших советах по поводу того, как Ему привести счастье в жизнь доброго человека. Он лишь говорит: идите по пути добра, и счастье само придёт к вам с другой стороны этой дороги — из рая!

 

Один средневековый японский самурай, в зрелости уйдя в созерцание и аскезу, написал книгу «Затерянная в листве». Там он говорит о том, как человек должен жить, если он жаждет «идти высоко»:

«Во всех ситуациях выбора предпочитай смерть. Это нетрудно. Исполнись решимости и действуй. Действовать надо так, как будто прыгаешь в холодную воду».

 

И здесь самурай формулирует некое важное понимание самых «высоких» людей планеты и понимание сути христианства, ведь речь он ведёт не о том, чтобы прыгать в окно или под трамвай. Его мысль можно вполне выразить только богословским языком сказки: если мы решаемся отбросить свои интересы ради счастья других людей, то с этой минуты о нашем счастье будет заботиться Бог.

Если мы хотим, чтобы всё вокруг расцвело, и наша жизнь совершилась как должно, мы должны решиться пострадать за свою любовь. Ведь хотим ли мы жениться на прекрасной девушке, стараемся ли изучать древнеегипетские иероглифы или идём кормить нищих в городе — всюду нам предстоит потерпеть что-то трудное, без чего жертва и труд не могут быть настоящими.

Я выхожу из дома для совершения добрых дел, а на улице бушует метель. И я радуюсь метели как другу, ведь она придает особое значение моему труду.

 

В последней пьесе Шекспира «Буря» граф Просперо говорит о своей дочери и полюбившем её принце слова, которые звучат как обращение Бога Отца ко всем людям, кто желает благородства и подлинности на земле:

 

«Друг другом очарованы. Но до́лжно

Препятствия создать для их любви,

Чтоб лёгкостью её не обесценить».

 

Решиться на эту жертву и труд — значит войти в Божью сказку, где Он Сам принимает заботу о счастье человека. И здесь всякий, слушающий такие слова, может заметить хотя бы сам себе, что такой путь служения подлинному, путь непохожести на других, непременно принесёт боль.

 

Рэй Брэдбери в своем рассказе «Дивное диво» трогательно пишет о том, отчего страдают светлые и тонкие люди земли.

«Потому, дружище Уилли, что мы с тобой чистые души. Вокруг нас сияние. И злодеи мира сего, как завидят его вдали, радуются: «Ага, не иначе там ходят этакие милые, простодушные сосунки». И спешат во всю прыть к нам, погреть руки. Как тут быть? Не знаю. Разве что погасить сияние».

 

Общество, построенное зачастую на ложных, «двойных» отношениях, готово принять любого светлого человека, но с одним условием — чтобы тот погасил своё сияние.

Если кто-то согласен платить эту цену за одобрение «нормальных» людей и удобное место в мире, то сможет устроиться получше, но потеряет в себе что-то драгоценное и большое. А те, кто идёт своим путём под крики и возмущение родственников и знакомых — встретятся с той красотой, ради которой был однажды устроен мир…

 

Как это происходило везде и всюду. Как это произойдёт с каждым, кто отважится поступить по долгу и зову сердца просто потому, что так до́лжно быть. Как это происходит с теми, кто мог бы много раз отступить в привычную зону удобной жизни, но не сдался, и был готов отказаться от своего счастья, чтобы Бог пришел и сотворил счастье для многих других.

 

Таков, например, Авраам…

 

***

  1. И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
  2. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
  3. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошёл на место, о котором сказал ему Бог.
  4. На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека.
  5. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
  6. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.
  7. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
  8. Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.
  9. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.
  10. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
  11. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
  12. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
  13. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна и принёс его во всесожжение вместо, сына своего.
  14. И нарёк Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

(Быт. 22:1-14)

С тех пор прошло около 3,5 тысячелетий и поговорки древних кочевых народов давным-давно забыты, но смысл повсюду остаётся тем же — только поступи так, как зовёт тебя долг, так, как ты чувствуешь необходимость исполнить правду, так, чтобы быть готовым отдать своё счастье ради чьей-нибудь радости — и Сам Бог позаботится о том, чтобы ты был вовеки счастлив! Всё усмотрится на горе Господней — и Он, как никто, умеет благословлять и радовать. И в этом главная причина того, что уже так много столетий, ещё со времен Древнего Египта, — на земле пишутся волшебные сказки.

Ведь сказки всегда говорят нам одну простую мудрую истину: следуйте путем добра и в свой срок вы будете счастливы, и увидите, что о счастье добрых действительно заботится милосердный Бог!

5 1 vote
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments