К волшебнику из страны Оз за верой в себя

Путешествовать можно по городам, странам, островам и континентам. Запланировано и спонтанно. Одному и в компании. Путешествия можно любить или нет, предпочитая свой уютный уголок, где все знакомо. Но есть одно путешествие, предписанное каждому. Конечно можно «залечь» на дно, отказавшись от него, дело это добровольное, но «билет» будет то и дело напоминать, что пора в дорогу. Путешествие по своей душе, в поисках собственного Я предстоит каждому из нас. Конечно, можно возразить, что мое Я не потеряно, и всегда со мной, чего ж его искать. Но, если принять факт, что душа каждого человека не может быть познана, но может быть познаваема, то очевидно, что это путешествие обещает, во-первых, много интересного, во-вторых, неизведанного, а, в-третьих, не имеет конца. А «идти туда тебе придется пешком. Это долгое путешествие, иногда приятное, иногда даже опасное».

 

 

В путь!

 

Отправиться в путь можно в любой момент, но зачастую мы это делаем после «стихийного бедствия» в нашей жизни, после горя, утраты, кризиса, когда что-то, что казалось незыблемым — потеряно или разрушено. Тогда-то мы, собравшись наспех, отправляемся в такое необходимое, опасное и полезное путешествие в поисках собственного Я, своей подлинности, сути. «Вдруг налетел такой сильный ветер, что маленький домик сначала весь содрогнулся, а затем случилось невероятное: дом несколько раз обернулся вокруг своей оси и начал медленно, словно воздушный шар, подниматься в воздух. Северный и южный ветры сошлись в точке, где стоял домик, и он оказался в самом центре смерча».

Человек может прожить годы, решая какие-то текущие вопросы, реализуя свои обыденные смыслы. Так будет до тех пор, пока однажды он не встретится с задачей посложнее. Тут-то и предстоит ответить на трудные вопросы «кто я?», «для чего я?», «с кем я?» и т.п. Вопросы эти могут приятно щекотать нервы, когда не касаются лично. Когда же возникает реальная потребность отвечать на них, то «приятное пощипывание» заканчивается и наступает время тяжелых испытаний. Это и есть то самое путешествие, в которое нас забрасывает смерч и где нам предстоит найти свой путь, исполнить свои задачи и отвечать на вопросы, находя заодно новые, намечая следующий горизонт.

 

«Помогите понять, чего я хочу», «я не понимаю, куда мне идти и как мне жить», «я не знаю, что я чувствую и чувствую ли вообще», «я не умею любить», «я боюсь что-то менять в своей жизни», «рядом с другими людьми я кажусь себе глупым и незначительным», «я боюсь быть счастливым», «я не знаю ради кого или чего мне жить», «меня будто нет, и я живу не свою жизнь», «я не знаю, кто я, что я за человек» — с подобных признаний — для начала самому себе — как правило, и начинается путь к своей подлинности. Туда, где становятся ясными самые важные смыслы, где чувства больше не маскируются в набор тонких манипуляций, где появляется мужество жить и идти своим путем, где становятся понятны свои желания, где есть силы противостоять хотениям, но исполнять подлинные мечты и цели.

По сути все истории о странствиях и путешествиях повествуют нам, что герой обретает нечто большее, чем ожидал в начале пути, что дорогу одолевает лишь идущий, и что путь становится виден, когда делаешь шаг, а не наоборот. «Говорят, что если у тебя нет важного дела к Озу, лучше к нему не соваться: он не любит, когда ему надоедают по пустякам. Мне известно только, что идти туда нужно не день и не два: путь в Изумрудный Город длинный и долгий. Дорога большей частью проходит через богатый и живописный край, но порой путникам приходится пробираться и через трудные и опасные места». Моя любимая сказка на тему странствий, любима мною всю мою сознательную жизнь — это история «Волшебника из страны Оз», или его адаптированная на русский язык версия «Волшебник изумрудного города».

 

Нет мозгов

 

«- Откуда же мне знать. Я вообще ничего не знаю. Понимаете, я набит соломой, и вголове у меня нет мозгов. Видите ли, меня вовсе не волнует, что тело у меня соломенное: зато я не чувствую боли! Наступят мне на ноги, проткнут булавкой, — я этого даже не замечу. Но мне не хочется, чтобы люди считали меня глупцом».

«Я не знаю; я не знаю, как объяснить; я не понимаю» — это привычное состояние Инны. И вопрос «А что думаете ВЫ?» совершенно реально ставит ее в тупик. Инна взрослая дочь алкоголиков. С детства она усвоила урок: хочешь остаться целой и невредимой, верь тому, что говорят родители. Когда она умоляла их не пить, они в порыве раскаяния и под действием алкоголя слезно обещали. Инна возвращалась из школы и видела привычную картину — застолье родителей со всеми местными алкоголиками. Она начинала искать правду, говоря «вы мне обещали», за что могла быть выгнана из дома или побита, потому что «будешь знать, как учить родителей, нашлась тут самая умная». При этом мать и отец еле стояли на ногах и говорили, что она все себе напридумала. Во-первых, они не пьют, а пьют их гости, а, во-вторых, никто ей ничего не обещал.

Дети редко сходят с ума. Зато они надежно прячут самих себя за стены, которые защитят их от страшной, разрушающей реальности. Инна спрятала свое «знаю», «понимаю», «верю себе» так далеко, что теперь сама не может отыскать. Теперь она сомневается во всем, и даже когда абсолютно права, впадает в панику, если слышит от других обратное. Такое постоянное предательство себя, конечно же, не проходит бесследно. Прежние детские защиты уже практически не спасают, а верить себе, своим глазам, мозгам и своему опыту — она так и не научилась. Так человек теряет свои «мозги», предпочитая верить в обман, которым от своей слабости защищаются другие. Недаром говорят, что чем больше живешь чужим умом, тем быстрее выживаешь из своего.

Сейчас Инна живет в непростых условиях. Ее будущий муж — вдовец, отец двоих детей. Жена его покончила жизнь самоубийством. С его детьми тоже большие проблемы, в том числе и в отношениях между ними и отцом. Инна никогда не ставит под сомнение то, что говорит ее будущий муж, потому что он старше, а, значит, по факту умнее, опытнее. Критичность восприятия, анализ и трезвость в этих отношениях заменены на безоговорочное послушание и слепую веру всему, что он говорит. А он, тем временем, постоянно говорит, что она не так себя ведет, не так одевается, не так реагирует на шутки, упрекает, что она не работает, но при попытках искать работу, обижается и чувствует себя брошенным. И она охотно верит, потому что положиться на свое ощущение «так» у нее нет опыта, поэтому она привычно верит в его «не так», раз за разом теряя саму себя. Запрос на терапию звучал так похоже на мечту Страшилы: «Когда вороны улетели, я обдумал эти слова и решил, что нужно непременно раздобыть мозги. И тут, на мое счастье, появились вы и не только сняли меня с шеста, но и подали надежду, что Великий Оз наделит меня мозгами!».

«Я хочу понять, кто я есть, — сказала Инна при встрече, — я не хочу больше жить в этом непонимании, не хочу больше быть глупой, и соглашаться со всем, что мне говорят. Я хочу жить как взрослый человек своим умом, а не как тряпка».

Любить и быть любимым

 

По пути к волшебнику Дороти и Страшила встречают необычное существо. Железный дровосек был некогда обычным человеком: «Мне было очень грустно, и я решил жениться. Судьба подарила мне встречу с прекрасной девушкой, которую я полюбил всем сердцем. Девушка ответила мне взаимностью и пообещала выйти за меня замуж, как только я заработаю денег и построю новый дом». Дальше он рассказывает историю, которая приключилась с ним: тетка невесты с помощью злых сил заколдовала топор дровосека и топор отрубил ему руки и ноги, вместо которых были сделаны железные. Затем это произошло со всем его телом. Как говорит сам дровосек, новое тело его вполне устраивает, если бы не ржавчина: однажды он попал под дождь и суставы его заржавели. Так он вынужден был целый год простоять неподвижно успев многое передумать: «Главная моя беда в том, что я потерял сердце. Раньше, наполненный любовью, я был самым счастливым человеком в мире, но тот, кто не имеет сердца, не способен любить».

У меня есть знакомый, который не может жениться. Пережив развод много лет назад, он избегает серьезных отношений, при том, что отчаянно хочет построить крепкие отношения с женщиной. Беспокоит его то, что он не способен на глубокую сердечную привязанность. Он убежден, что им движет похоть и желание обладания, а на настоящее чувство он не способен. Планка, которую он когда-то себе соорудил вследствие пережитого развода, так высока, что сам он до нее никак не достанет. Так он превратил свою жизнь в постоянную борьбу с самим собой. К сожалению, борьба эта не закончится успехом, так как со стороны он похож на Дровосека, который своим же топором обрубает части себя, превращаясь в железного человека. Предъявляя к себе невыполнимые для живого человека требования, он ненавидит самого себя за невозможность их реализовать, и еще строже относится к самому себе.

При этом рядом с ним есть молодая женщина с которой он дружит и которой очень дорожит. Очевидно, что это взаимно. Но он уклоняется от решительного шага каждый раз, поскольку уверен, что ничего, кроме страданий, он ей не принесет, что он еще не научился любить по-настоящему. Переживая о своем бессердечии, он давно уже и сам не заметил, как стал чутким и надежным партнером для своей избранницы. Вот только поверить в то, что его сердце способно любить ему крайне сложно. Поэтому мучает он и ее, и себя своим иллюзорным идеалом любви и верности.

 

 

Мужество бояться

 

Третьим на пути Дороти и компании встречается Трусливый Лев.

«- А как так вышло, что вы стали трусом? — спросила Дороти, с удивлением поглядывая на крупного зверя.

— Для меня самого это загадка, — ответил Лев. — Наверное, я таким родился. Все другие лесные звери считают, что я невероятно храбр и свиреп, ждут от меня геройских подвигов, ведь Лев — это царь зверей. А я вот — трус. Единственное меня выручает — мой рык: стоит мне зарычать, как все живое бросается врассыпную. Даже человек, которого я сам ужасно боюсь, бросается наутек, едва услышит мой рев…

— Какой стыд! Царь зверей не имеет права быть трусом,— воскликнул Страшила.

— Знаю, — ответил Трусливый Лев, смахнув кончиком хвоста набежавшую слезу. — Это мое большое несчастье, через него вся моя жизнь идет вкривь и вкось. Но я ничего не могу поделать, при малейшей опасности сердце мое уходит в пятки».

Многие ошибочно думают, что быть смелым —значит не испытывать страх. В действительности, испытывать страх присуще каждому живому существу. Страх является важнейшим сигналом к защите, чтобы мобилизовать, обострить внимание и реакции на источник угрозы. Другое дело, что с нами это страх делает: парализует или заставляет идти вперед, руководит нами или подчиняется нам. Именно здесь, в способности руководить свои страхом, проходит разделение между трусостью и мужеством. Смелый человек — не тот, кто не испытывает страха, а кто учитывая свой страх, даже в какой-то мере отдаваясь ему, продолжает делать то, что ему нужно или должно делать.

Когда я думаю о Трусливом Льве, вспоминаю знакомых мне реальных людей. Вспоминаю и себя в те моменты, когда чего-то боюсь. Я кажусь себе смелой, когда прячу от самой же себя свой страх, прикрывшись от бездействия внешними причинами и обстоятельствами, оставаясь не у дел, в стороне. Но как все меняется в тот момент, когда я честно признаюсь себе, что боюсь, что мне не хватает мужества, что «поджав хвост» больше всего хочу убежать в кусты и не высовываться. Такая смелая честность, с одной стороны, открывает правду о собственном малодушии, с другой стороны, дает возможность взрастить в себе мужество. Именно в момент признания своего страха появляются силы выйти из паралича и что-то делать.

В таких вопросах безусловно легче человеку, который верует в Бога. «Если Бог со мной, то кто против?». Труднее, когда за отчаянной смелостью стоит пустота, хотя нередко именно в этой точке и рождается истинная вера.

Вспоминаю Дениса. Он пришел в группу психологической поддержки с запросом Трусливого Льва: «Я уже взрослый мужчина, отец сына и муж своей жены, но при этом всего боюсь. Я боюсь не справиться и быть плохим отцом, не обеспечить семью, не защитить их в случае опасности. Я боюсь грубости и наглости и мне кажется, что первым убегу в случае опасности». При этом вся группа, по мере знакомства с Денисом, видела совсем противоположное. Денис, преодолевая робость и страх, мог даже самым агрессивным участникам сказать свое мнение и что он думает на их счет.При этом в его словах не было желания уязвить или обидеть, а лишь смелая честность. То, как он беспощадно разделывался с самим собой, обличая себя, свои комплексы и недостатки, порождало уважение к нему и чувство надежности и защищенности. Одна из участниц сказала ему, что настолько спокойно и защищенно она чувствовала себя только в детстве, когда был жив ее папа. Безжалостность, смелость и честность по отношению к себе, давали возможность другим участникам чувствовать себя рядом с ним защищенно. Такой человек может бояться, но не сбежит в случае опасности и не станет прикрываться «благовидными» предлогами.

«Единственно возможное отношение к угрозе — мужество принять ее на себя: мужество!». Эти слова Пауля Тиллиха из книги «Мужество быть» могли бы стать девизом Трусливых Львов.

Надежно спрятанное сокровище

 

Еще по пути в волшебную страну Оз, читатель начинает догадываться, что что-то тут не так. Трусливый Лев не раз помогал всей компании в опасных ситуациях: «- Я и сам очень боюсь, что не допрыгну и упаду,— признался Трусливый Лев,— но здесь у меня выбора нет — надо пробовать». Так же было и в ситуации с нападением огромных чудовищ: «- Мы пропали. Они разорвут нас своими страшными когтями. Но вы прячьтесь за меня, я кинусь им навстречу и буду драться до последнего вздоха».

Именно в голову Страшилы, набитую соломой, быстрее и чаще приходили нужные и своевременные решения: «Лев только удивленно хлопал глазами. Страшила быстрее всех сообразил, что случилось и что нужно делать: он выхватил из корзинки масленку и смазал Дровосеку челюсти. Через некоторое время тот снова смог разговаривать». И когда друзья отчаялись, увидев огромную реку на своем пути, на помощь снова пришел Страшила: «- Посмотрите, у самого края пропасти растет высокое дерево. Если Дровосек срубит его так, чтобы оно кроной упало на ту сторону пропасти, мы сможем легко перейти по нему.

— Отличная мысль! — воскликнул Лев. — Даже не верится, что в голове у вас солома, а не настоящие мозги».

В жизни бывает также. Тот, кто жалуется на отсутствие мужества, как правило, умеет мужественно смотреть на себя и свою жизнь, понимая и трезво оценивая себя. На отсутствие мозгов жалуются вовсе не глупцы, а люди, которые не решаются взять на себя ответственность за свои мысли и решения, не верят в себя и себе. Немало среди нас и железных дровосеков, страдающих от «отсутствия сердца». Когда Железный дровосек случайно раздавил жука, который переползал через дорогу, нам становится многое понятно о нем. «После этого случая Дровосек шел очень осторожно, пристально глядя себе под ноги, и, заметив, например, муравья, ползущего через дорогу, старательно переступал через него. Он все время помнил, что у него нет сердца, и поэтому особенно внимательно и бережно относился ко всему живому».

Путешествуя вместе с героями мы понимаем —то, чего они так отчаянно хотят и к чему стремятся, у них есть. Чего же им не хватает? Веры другого в них? Подтверждения со стороны? Собственной уверенности и убежденности, понимания и осознания кто я и какой я?

Когда они, выполнив все поручения Оза, приходят к нему за обещанным, тот пытается им донести, что все это они уже имеют, и что настоящее волшебство состоит в том, чтобы осознать это, достать это спрятанное сокровище и решиться им пользоваться.

 

«- Значит, вы не дадите мне мозгов? — спросил Страшила.

— А они вам и не нужны. Вы каждый день узнаете что-то новое. Мозги есть и у младенца, но что с того, разве он умен? Настоящую мудрость приносит жизненный опыт, — чем дольше мы живем, тем умнее становимся.

— Оно может и так, — ответил Страшила,— но если вы не дадите мне мозгов, мне будет очень обидно.

Оз пристально посмотрел на него.

— Ну что ж. Вы уже знаете, что волшебник я, конечно, неважный, но, приходите ко мне завтра утром, и я наполню вашу голову мозгами. Только не надейтесь, что я научу вас теми мозгами пользоваться. Этому вы должны научиться сами».

 

«- А как насчет моей просьбы? — обеспокоенно спросил Лев. — Дадите вы мне храбрости?

— У вас ее хоть отбавляй. Вам нужна лишь уверенность в себе, — сказал Оз. — В мире нет существа, которое не боялось бы в минуту опасности. Настоящая храбрость заключается в том, чтобы, побеждая страх, достойно встречать опасность, и такой храбрости у вас в избытке».

 

«- А сердце вы мне дадите? — робко осведомился Железный Дровосек.

— Знаете, по-моему, вы прекрасно могли бы обойтись и без сердца,— ответил Оз. — Ведь не каждый, кто имеет сердце, счастливый, а сколько таких, кого сердце заставляет страдать! Нет, вы должны радоваться, что у вас нет сердца.

— Ну, это уж кто как хочет, — покачал головой Железный Дровосек. — А я готов терпеть любые страдания, лишь бы иметь сердце. Пожалуйста, дайте мне его!».

 

Сложность возникла только с Дороти — ее заветное желание для волшебника было неисполнимо: девочка хотела вернуться домой, в Канзас. Но что невозможно волшебнику-самозванцу, то возможно настоящим друзьям: мудрость Страшилы, храбрость Льва и чуткое сердце Дровосека помогли Дороти вернуться домой.

 

Мораль сказки довольно проста по сути и форме, но с трудом постигаема нами на практике. Все, в чем мы ощущаем нехватку и слабость, уже в нас есть.

Слова апостола Павла о том, что «сила моя в немощи совершается» применимы к каждому герою этой истории. Осознанная слабость и недостаток сами по себе делают человека сильнее и дают возможность отыскать в самом себе свой потенциал.

Честность с собой — необходимое условие для изменения себя, взросления, обретения своего Я. Не имея этой честности, можно делать все что угодно, но все будет напрасно. Это все равно, как застелить почву прозрачной пленкой, перед этим ее удобрив и полив, а потом сверху пленки пытаться посадить цветы. Нет смысла в том, что чернозем прекрасен, а корни растения сильны — невидимая пленка не даст возможности роста. Так же и самообман — это незаметная пленка, которая не дает возможности вырасти в нашей душе ничему, как бы сильно мы ни старались. Даже самые высокие и красивые цели не приведут нас к подлинности и истине, если нет внутренней правды. Путь к подлинности — это совместный путь со своей совестью и честностью перед самим собой. Увы, именно это и есть самая непростая задача — беспощадно и отчаянно смотреть в себя, ужасаясь, открывая несовершенства своей души и… радуясь тому, что возможности нашей души безграничны.

 

Когда я вновь читала эту историю, то почему-то подумала, что, по сути, это история об одном человеке — который вышел на путь поиска себя настоящего. Лев — это его действенная часть, мужество жить. Дровосек — сердце, Страшила — мозги, а маленький пес Тотошка— наша инстинктивная природная часть. В поиске себя мы способны обрести мудрость, сердце, мужество, самих себя, наконец. Но это такое однобокое прочтение сказки, под неожиданным углом, вовсе не претендующее на истину.

 

Обрести себя

 

Передо мной вставали образы многих людей, когда я думала о Дороти, увидела я в ней и себя, конечно же. Безусловно, Дороти — метафоричный образ заблудившегося человека, оторванного от «дома» «стихией», с которой не совладать.

В девять лет Таня узнала, что ее не любит мама. О нелюбви мамы она — увы! — узнала из первых уст, и с этим нужно было как-то жить. С тех пор в Тане появилось что-то, что постоянно гнало ее из дома. «Я будто развалилась на две части: одна часть меня отчаянно хотела прилепиться к маме и постоянно ждала подтверждений маминой любви, находя при этом обратное. Вторая моя часть ненавидела дом и постоянно куда-то сбегала в прямом и переносном смысле. Когда в школе я впервые попробовала наркотики, главным для меня был вовсе не кайф. Главным было утерянное когда-то давно чувство дома. Мне было спокойно, защищенно, уютно. Я могла сидеть в квартире, в своей комнате и меня больше не мучала нелюбовь родителей. Конечно же, тогда я не могла знать, что это иллюзия, и наркотики еще дальше уводят меня из дома и от возможности стать сильной. Однажды я опустилась на такое дно, где потеряла абсолютно все». Это было самое начало путешествия к себе, возвращение своей цельности или, точнее, обретение ее. Годы реабилитаций, программ, центров для зависимых, снова срывы и снова путь. Сама Таня давно поняла, что путешествие к своей цельности будет длиною в жизнь, и в этом пути главное — не забыть, зачем идешь и иметь силы вставать и идти снова и снова, даже когда кажется, что сил совсем нет. Никто не заставит мать полюбить свою «пропащую» дочь, но у Тани есть шанс стать той, кто может заботиться о себе самостоятельно и давать эту заботу другим. У нее появляются силы поддерживать таких же потерявшихся от дома: уже несколько лет Таня помогает в реабилитационном центре, а также работает на своей основной работе. С виду успешная и красивая молодая женщина, только она и близкие друзья знают, какими дорогами из желтого кирпича приходилось и приходиться ей идти, чтобы жить.

Чтобы прийти к себе нужно обойти весь мир. Путешествие это невероятное. Оно не ограничивается ни местом, ни временем. Оно происходит в бесконечном и вечном пространстве человеческой души. И все, что нужно — однажды решиться и отправиться в путь. Иначе есть вероятность, засидевшись на месте, не увидеть, не узнать, не пережить самое главное — встречу с самим собой!

 

P.S. Изумрудный город оказался вовсе не изумрудным, а волшебник нужен был лишь для того, чтобы герои научились верить. Железный Дровосек нашёл сердце там, где и не пробовал искать — в самом себе. Страшила получил мозги, которые всегда имел. Трусливый Лев, отчаянно бросавшийся на защиту друзей, не думал о своей смелости, не думал о себе — он просто делал это ради тех, о ком билось его «трусливое» сердце… Сказка заканчивается, и каждый герой обретает желаемое. Обретает в самом себе, пройдя через весь мир, через сотни разделённых с другими бед и радостей, через тысячи судеб, тесно переплетённых в неповторимом узоре жизни.

2
Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Ольга
Гость
Ольга

Спасибо за статью. Нужно. Актуально. Про улетающий при непогоде домик , то же))

Кузьмина Екатерина
Гость
Кузьмина Екатерина

Анечка, замечательная статья. Захотелось еще раз перечитать «Волшебник изумрулного города». Спасибо.