Любовь не ищет своего

«Живые отличаются от мертвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают что-нибудь доброе. Если они этого не исполняют, то ничем не лучше мертвых» – эти слова преп. Григория Богослова в контексте современных реалий звучат, по меньшей мере, устрашающе.

Двадцатый век завершился глобальным разочарованием: обуздание сил природы оказалось неспособно дать ответы на «проклятые вопросы бытия». И пусть двадцать первый век все еще пророчит новые прорывы во всех областях науки и техники, но уже известно, что тех самых вопросов – о смысле жизни и о счастье – эти прорывы не решат. Удивляет лишь то, что человечество, настигнутое очередным и неизбежным разочарованием в очередной вавилонской башне, как-то легкомысленно забывает о Христе. Не в Нем ли та Истина, которая может дать и смысл, и счастье роду человеческому?

Каждый день появляются новые гаджеты, грохочут новые развлекательные шоу, индустрия изощряется в изобретении новых потребительских ценностей, а взирает на это все пресыщенный hоmo sapiens, для которого уже почти настала та пора, которую поэт описал коротко и беспощадно: «И на ответы нет вопросов». От этой болезни пока не существует ни вакцин, ни лекарств – по крайней мере, в земном арсенале средств. Даже если человек обладает многими сокровищами, то веселье или радость на его лице еще не означает, что он действительно счастлив. Никакие материальные блага не способны наполнить смыслом его жизнь и избавить от необъяснимой тоски. Так где же найти выход? Как отказаться от сиюминутных «смыслов» и наполнить существование настоящим смыслом?

Эти вопросы приобретают наибольшую остроту, когда человек не может оставаться теплохладным, то есть равнодушным, только потому, что он молод. Ведь молодость – это удивительная, плодотворная пора, ей свойственны максимализм и идеализм в лучшем понимании этих слов. Потому молодые люди часто находятся в глубоком конфликте с миром – ведь мир предлагает им принять как норму то, с чем невозможно мириться: миллиард голодающих, геноцид, несправедливость, умирающих от излечимых болезней детей и беспомощных стариков. И если в своих поисках истины и смысла жизни молодой человек переступает порог Церкви, то слова Христа «…будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36) как доброе семя падают на плодородную почву – его горячее сердце.

В Украине одним из самых активных православных молодежных движений является проект «Молодость не равнодушна». Это движение возникло в Киеве с образованием при общине Свято-Троицкого Ионинского монастыря «Братства преподобного Ионы Киевского». Движение объединило всех желающих тратить время на дела милосердия. «Один в поле не воин» – гласит русская пословица, и воины этого Братства вовсе не наивные альтруисты, а самые обычные и настоящие люди доброй воли, так называемые волонтеры. Смысл своей жизни они видят в служении тем, кому крайне необходима помощь. Для них быть счастливыми означает быть нужными и полезными тому, кто несчастен, нуждается или одинок.

Все начиналось с помощи онкобольным детям: волонтеры занялись поисками денег для оплаты дорогостоящего лечения. Была создана и постоянно поддерживается база доноров, в которой сейчас числится уже около 150 человек. Волонтеры также помогают маленьким страдальцам на время отвлечься от капельниц и уколов; они находят для каждого занятие, вместе играют, смотрят фильмы, читают книги. Ребята стараются поддерживать не только физическое, но и эмоциональное, и духовное здоровье, они следят за тем, чтобы больные регулярно причащались святых Христовых тайн.

Далеко не каждому по силам посещение домов малютки и детских домов. Цель таких поездок – повысить уровень адаптации детей к различным жизненным условиям. Благодаря волонтерам дети-сироты приобретают необходимые умения и навыки, которые обычно дети осваивают в семье. С малышами занимаются развитием речи, памяти, мелкой моторики, внимания – всего того, что в будущем повлияет на успешность обучения в школе. Волонтеры регулярно проводят занятия в воскресной школе, которые построены с учетом возрастных особенностей и потребностей самих воспитанников. Киевский дом малютки для занятий с малышами посещают и студенты, и уже работающие люди, среди которых немало представителей сильного пола.

Следует принять как статистический факт: государство не в состоянии обеспечить необходимой помощью всех одиноких и больных стариков. Но этим фактом не следует упиваться как поводом для отчаяния; напротив, это – набат, зовущий всех неравнодушных, это колокол, призывающий живых. Зачастую пенсионер и сам в состоянии справиться со своим нехитрым бытом; но намного тяжелее справляться с одиночеством. Купленный социальными работниками батон не в силах заменить душевного разговора за чашкой чая. И в таком общении зачастую нуждается и сама молодежь. Многие старики пережили голод, войну, непростые времена, и им есть что рассказать. Возможно, в доме престарелых их быт налажен, но они все равно страдают от невозможности побыть в кругу родных людей, семьи, ощущают свою заброшенность, ненужность: одряхлел в груди «пламенный мотор» – ступай в утиль. А ведь эти люди уже стоят на пороге Вечности; от того, какими они туда войдут, будет зависеть их загробная участь. Поэтому духовная забота о них обретает первостепенную важность. Да и этот порог Вечности – он ведь ждет каждого; вот и об этом нельзя забывать тому, кто сегодня молод и полон сил.

На счету волонтеров немало добрых дел – причем сделанных не однажды, волею случая или в приступе сострадания, а регулярных. По воскресеньям волонтеры посещают пациентов ВИЧ-отделения Национальной детской специализированной больницы «Охматдет» – детей, от которых из-за вируса иммунодефицита отказались родители. Ребята также посещают хоспис, где находятся смертельно больные люди и те, кого на улице подобрала скорая, но кому после выписки просто некуда идти. При поддержке «Братства имени преподобного Ионы Киевского» уже два года издается газета «Прямая речь», которая освещает работу Братства и помогает находить помощь и средства для нуждающихся. Члены Братства и сами находят возможность заработать денег для своих подопечных; так, при Ионинском Свято-Троицком монастыре работает школа иностранных языков Welcome Language School. Все заработанные школой средства идут на помощь нуждающимся.

Есть и паломнические поездки, и катехизаторские курсы, и воскресные школы – всего не перечесть, порой удивляешься, сколько добрых дел могут своими руками и за счет собственного времени сделать обычные люди. Нельзя сказать, что это дается легко и обходится без искушений. Регулярные семинары готовят волонтеров к их нелегкому делу и часто становятся спасительной соломинкой для тех из них, кто столкнулся с вопросами ответственности и свободы, сострадания, борьбой со всевозможными зависимостями, отсутствием мотивации и смысла жизни, с «эмоциональным выгоранием». Оказывается, помогая страждущим и находясь в кругу единомышленников, легче справиться с собственными проблемами. В этом волонтерам помогает опытный православный психолог, которая и сама прошла нелегкую школу волонтерской жизни.

Помимо будней, жизнь участников Движения не лишена и праздников – таких как, например, «молодежка» в Ионинском монастыре. Каждый четверг она собирает ребят и священников, становится для кого-то опытом внебогослужебного общения, для кого-то – первым знакомством с православием. В непринужденной обстановке, за чаепитием молодые люди открывают для себя мир христианства. Вход на «молодежку» – как и в саму Церковь – не заказан никому; панки, хиппи и готы могут шокировать своим «неблагообразным» видом того, кто ассоциирует православие с безрадостными постными лицами и «зашоренностью». Это впечатление проходит, когда юноши и девушки в эпатирующих нарядах, засучив рукава, наравне со всеми чистят подсвечники, читают на клиросе и играют с детьми в больницах и хосписах. В этом большая доля заслуги ведущих «молодежки» – троих священников, которые овладели особым, понятным молодежи языком проповеди – живым, не лишенным юмора и остроумия. Батюшки отвечают на любые вопросы. Потому сотни молодых людей тянутся в монастырь каждый четверг – чтобы увидеть Церковь совсем в ином свете, чтобы получить ответы на вопросы, чтобы найти и свое место – и в Церкви, и в ее добрых делах, и в жизни.

* * *

Забота о своих родных и близких является исполнением элементарных человеческих обязанностей – спорить тут не о чем. Однако забота о совершенно чужих людях – дело другое; она требует наличия особых душевных качеств, да и свободного времени. Свободного времени и свободных денег сейчас в избытке нет почти ни у кого – именно этим оправдывает современная цивилизация собственное равнодушие. Но пример Движения убеждает: сделать можно очень многое – прямо сегодня, прямо сейчас, было бы желание преодолеть лень, был бы организатор, были бы единомышленники – такие же, как ты сам, обыкновенные неравнодушные люди. Доброе дело – нет, не забывается там, где уже ждут нас всех. Как «две лепты» евангельской вдовы, такое дело вменится человеку в праведность. И потому людям доброй воли не страшно будет явиться туда, где каждый из нас даст отчет о полученных талантах.

Один юноша так описал свое мироощущение «до и после» того, как он стал жить не только для себя: «Раньше моя жизнь была похожа на плавание от острова к острову, а теперь я знаю, что надо плыть к материку, где я, наконец, обрету свою Гавань». Обретение цели и смысла жизни и стало для него тем самым «неоскудевающим сокровищем», ради которого можно пуститься даже в самое опасное плавание.

Святитель Николай Сербский писал: «Немощь человеческая, будь то онкобольной ребенок, беспомощный старик или с рождения лишенный зрения и слуха, уже является живым напоминанием, живой проповедью милосердия. Своим существованием они воплощают в жизнь призыв Божий к каждому из нас. Они представляют собою страшную и ясную проповедь Божию, явленную во плоти». Если не отозваться – то мы не только черствы сердцем, но и мертвы. Это ли молодость?! Так дай же Бог сил – душевных и телесных – молодости никогда не оставаться равнодушной к этому призыву!

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о